Доступная среда

 

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

Коркинская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

Доступная среда

 

      Государственная программа «Доступная среда» на 2011- 2020 гг. предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом. 

   Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».   

     В 2019-2020 учебном году в образовательном учреждении в  МАОУ Коркинской СОШ обучаются  дети с  ограниченными возможностями здоровья:

 

Уровень образования

Образовательная программа

Количество обучающихся, воспитанников

всего

Из них детей с ОВЗ

Дошкольное образование

Образовательная программа дошкольного образования

45

0

Начальное общее образование

Образовательная программа начального общего образования

40

5

Основное общее образование

Образовательная программа основного общего образования

46

19

 

  

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

  • Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

     Имеются

    Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических  материалов

    Используются дидактические материалы

    Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

    Не используются

    Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное использование

    Обучающихся данной категории нет

    Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, наличие приема в специальные (коррекционные) группы по различным образовательным программам, мероприятия, обеспечивающие вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в общественную жизнь.

     

    Занятия внеурочной деятельности

    Обеспечение доступа в здание

    Доступен

    Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

    Оказывается, по мере необходимости

    Условия питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Питание  осуществляется в школьной столовой

     

 


В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ Коркинской СОШ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

В МАОУ Коркинской СОШ созданы условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:

  • школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития образовательное учреждение взаимодействует с районным педагогом-логопедом, медицинским работником Коркинского ФАП на договорной основе;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
  • в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» прошли курсы повышение квалификации 10 педагогов (100%), работающих с детьми с ОВЗ,  по образовательным программам: «Управление введением ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»,  «Основы коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии», «Волонтерская деятельность детей с ОВЗ в основной общеобразовательной школе», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ : организация и содержание деятельности образовательной деятельности», «Подготовка педагогической команды образовательной организации к работе в условиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», Организация и содержание логопедической работы. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с речевой патологией»;

 

 

·         Все обучающиеся данной категории обеспечены учебниками, учебными пособиями. На занятиях используются специальные дидактические материалы.

Большое внимание в школе уделяется сохранению и укреплению здоровья. Работает медицинский кабинет на базе Коркинского ФАП, созданы условия для занятий физической культурой. В школе функционирует   спортивный зал, дети имеют возможность посещать спортивную секцию: «Волейбол». На уроках и во время перемен проводятся динамические паузы и физкультминутки.

Обучающиеся  с ограниченными возможностями здоровья  занимаются в учебных кабинетах образовательного учреждения. Используют возможности  школьной библиотеки.

В МАОУ Коркинской  СОШ и дошкольном отделе  все потенциально опасные препятствия на пути следования людей обозначены средствами контрастной маркировки: индикаторы жёлтого цвета имеются на стеклянных дверях, полосы на ступенях лестницы.

Для обеспечения доступа к зданию маломобильным категориям людей входная группа оснащена специальными кнопками вызова, при нажатии которой спускается обслуживающий персонал и оказывает необходимую помощь. К кнопке обеспечен доступ людей на инвалидной коляске.

 

ФГОС для детей с ОВЗ 

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.

 

       Все обучающиеся данной категории обеспечены учебниками, учебными пособиями. На занятиях используются специальные дидактические материалы.

Большое внимание в школе уделяется сохранению и укреплению здоровья. Работает медицинский кабинет на базе Коркинского ФАП, созданы условия для занятий физической культурой. В школе функционирует   спортивный зал, дети имеют возможность посещать спортивную секцию: «Волейбол». На уроках и во время перемен проводятся динамические паузы и физкультминутки.

Обучающиеся  с ограниченными возможностями здоровья  занимаются в учебных кабинетах образовательного учреждения. Используют возможности  школьной библиотеки.

В МАОУ Коркинской  СОШ и дошкольном отделе  все потенциально опасные препятствия на пути следования людей обозначены средствами контрастной маркировки: индикаторы жёлтого цвета имеются на стеклянных дверях, полосы на ступенях лестницы.

Для обеспечения доступа к зданию маломобильным категориям людей входная группа оснащена специальными кнопками вызова, при нажатии которой спускается обслуживающий персонал и оказывает необходимую помощь. К кнопке обеспечен доступ людей на инвалидной коляске.

 

ФГОС для детей с ОВЗ 

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.07.2015г. №311-Д «Об утверждении плана-графика мероприятий («дорожной карты»   по обеспечению введения и реализации федеральных образовательных государственных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области»  

Нормативные, правовые и методические документы

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы

Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

 

  Вопросы - ответы

Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Ребенок часто болеет, регулярно посещать школу не может. Какие возможности для этого предусмотрены в законе?

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две ситуации: семейное образование и обучение на дому.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона общее образование может быть получено в форме семейного образования. Согласно же ч. 3 ст. 17 рассматриваемого Федерального закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?

Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Имеют ли право родители перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы в обычную общеобразовательную школу?

Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

Ребенок-первоклассник практически не осваивает образовательную программу по состоянию здоровья. Родители отказываются обследовать ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии

Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).

Права выпускников с ограниченными возможностями здоровья

К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

 

 
Дата последнего обновления страницы 13.02.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»